Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением, он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.

Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.
Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире… Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические…», — писал он в автобиографии. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.
Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

— Познакомьтесь с жизнью и творчеством писателя, используя материал с сайта КУЛЬТУРА.РФ  и дополнительные источники. Не забудьте сделать краткий  конспект.
—  Прочитайте  произведения Ивана Алексеевича:
— ЛИРИКА; 
— ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО;
— ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ;
 ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК;
— СОЛНЕЧНЫЙ УДАР;
— ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ.

Прочитав рассказы Бунина на тему любви, мы понимаем, что не все просто в мире любви, и за ярким, возвышенным чувством скрывается непростой мир человеческих взаимоотношений. Писатель считал, что любовь является высшей точкой человеческой жизни, ее кульминацией. Не случайно он писал: «всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена».

Для Бунина истинная любовь подобна вечной красоте природы, а по-настоящему прекрасно только естественное чувство. По мнению писателя, в человеческой судьбе объединяются любовь и смерть, происходит неизбежная расплата за счастье. “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству” — так он в одном своем письме объяснял, почему тема любви и смерти так часто присутствует в его творчестве.

Любовь — это большое счастье, но недолгое, почти всегда — мгновенное, как луч света: вспыхнуло и исчезло. И чем сильнее, необычнее чувство, тем скорее суждено ему оборваться. Но эта короткая вспышка может осветить всю жизнь и память человека. Спокойное счастье, тихая любовь, обыденность — все это невозможно в произведениях писателя. Он отрицает возможность продления любви в семье, браке. По мнению Бунина, даже если она заканчивается трагедией (разлукой или гибелью), любовь все равно является великим счастьем. Но это прозрение приходит слишком поздно.

В произведении “Солнечный удар” автор развивает трагическую тему любви. В отличие от других рассказов Бунина, она взаимна, но как и во всех — слишком хороша для того, чтобы длиться дальше. Расставание закономерно и неизбежно. Чтобы обратить читательское внимание на очень малый отрезок отпущенного любви времени, писатель даже не упоминает имен героев, а только описывает быстро развивающееся действие. Кроме того, оба главных героя понимают: если у их любви будет продолжение и их пути соединятся, то эта вспышка, “солнечный удар” исчезнет.

— Проверьте свои знания:
Биография Бунина.
Тест по произведению “Господин из Сан-Франциско”:
— Тест по произведению «Темные аллеи».
— Тест по произведению «Чистый понедельник».
— Тест по произведению «Легкое дыхание»

Добавить комментарий