Глобальные изменения в жизни России, последовавшие вслед за революцией 1917 года, вывели на вершину общественной пирамиды новое гражданское сословие — городское мещанство. Молодое советское чиновничество, кабинетные бюрократы и обыватели городов в одночасье оказавшись «у руля», конечно, были подвержены разного рода страстям и порокам. Самодурство, политическая конъюнктура и просто бытовая пошлость не могла не бросаться в глаза интеллигенции старой закалки, мастерам литературы в том числе. Обличительные фельетоны и юмористические рассказы на злобу дня можно было найти во всех газетах того времени. Сатира стала чуть ли не самым популярным литературным жанром. Такие авторы, как М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Н. Тэффи и другие беспощадно обличали пороки общества и на долгие годы стали эталоном сатирического языка.

Михаил Михайлович Зощенко (1894 — 1958) — русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы. В своих произведениях Зощенко боролся против невежества, мещанства, жестокости и других человеческих пороков.

Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.

Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Рассказы М. М. Зощенко ( читать)
Рассказы Зощенко для детей 

М. Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая, доступная  бедным,  может   быть, поэтому у меня много читателей». Среди излюбленных речевых средств Зощенко — каламбур, игра слов, основанная на омонимии и многозначности слов.

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс. Тогда- то и стал он литературным языком –  неповторимым  сказом  народного  писателя Зощенко. Простота, ясность, яркость — вот в чем заключается стиль написания М. Зощенко.

Герои Зощенко находятся в гуще жизни, они знают её наизусть, знают, чего ждать и чего бояться. Они — её составляющие, из них складывается этот класс. Именно в том, как Зощенко живописует эту жизнь, дотошно описывает самые чудовищные ситуации, но в то же время естественные, родные и близкие для его героев, и выражается его авторская позиция. В рассказах Зощенко злость не выходит на первый план. Она находится как бы между блестящими строками, описывающими страшную бытовую ситуацию — например, драку за ёжик для чистки примусов («Нервные люди»). Замечательно обрисовывая ситуацию, писатель, казалось бы, не выявляет негодования; кажется, что он искренне симпатизирует своим героям. Они довольны жизнью, и для автора это страшная, убийственная характеристика. Это уже достаточно страшно, хотя бы потому, что этот сюжет, как и большинство сюжетов Зощенко, — правдив. Он смотрит на драку глазами человека, для которого это нормальный, естественный эпизод повседневной жизни. Приём, которым пользуется М. Зощенко — абсурд. Смешным делается то, над чем смеяться не стоит.


М.М. Зощенко во многих своих произведениях пытался донести до людей, что следует изменить что-то в своей жизни, стать образованнее, не стоять на месте, стремиться достичь каких-то новых высот. Зощенко выступает за то, что люди не пешки и не марионетки в обществе. Они должны творить свой жизненный путь и судьбу сами. Зощенко также утверждает, что ценность личности для человека должна быть превыше всего. Человек должен постоянно развиваться, не останавливаться на достигнутом и не быть духовно опустошенным, а культурно развитым.

Рекомендую посмотреть фильм по мотивам коротких рассказов М. Зощенко. 

Основные понятия:
-Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.
-Виды комического – юмор, сатира и ирония.
-Средства комического – мимика, смешение стилей языка, использование коротких фраз, несоответствие ситуации, несуразица, жесты.
-Юмор — изображение чего-то в смешном комическом виде. В отличие от сатиры юмор не отличает, а весело вышучивает.
-Сатира — обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
-Ирония — употребление слова (выражения) в таком контексте, который придает слову противоположное значение.
-Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.
Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.
Язык рассказов Зощенко был собирательным, он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс. Простота, ясность, яркость — вот в чем заключается стиль написания М. Зощенко. Сатира Зощенко — это не призыв бороться с людьми – носителями обывательских черт, а призыв с этими чертами бороться. Смех Зощенко – это смех сквозь слёзы.

Добавить комментарий