В своей практике преподавания литературы стараюсь как можно чаще использовать различные формы работы с государственными и частными, художественными и тематическими, профессиональными и непрофессиональными музеями. Считаю, что не использовать такой большой   и разнообразный пласт информации — преступление. Ведь обращение к музейным экспозициям позволяет придать образовательной деятельности эмоциональную окрашенность, причастность к эпохе, опыту творцов слова. А ощущение свободы выхода за пределы привычной учебной аудитории просто окрыляет учащихся. Если на традиционном уроке в классе учащиеся работают с текстом, устным словом, иллюстрациями, моделями, муляжами и другими средствами наглядности, то специфика урока в музее всегда предполагает обращение к музейным экспонатам.

В современной практике музеи предлагают как традиционные виды музейно-педагогической работы — лекции и экскурсии,  так и часто используют научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубную работу (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейные праздники, исторические игры. Что позволяет, на базе предложенных музеем форм, организовать урок-экскурсия, урок-квест, урок-проект по созданию виртуальной экскурсии, урок-викторина и так далее… что стимулирует посещение музея и превращение его в образовательное и культурное пространство.

Такие уроки помогают приобрести его участниками дополнительные знания как по определенным разделам учебной программы, так и выходить по содержанию за рамки содержания литературы или интегрировать сведения из ряда учебных дисциплин (чаще истории).

Моделируя проблемные и поисковые ситуации можно использовать разные методические приемы, предлагать проблемные задания, позволяющие рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций, побуждающие учащихся самим найти ответ и  способ разрешения, делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты.

При подготовке и проведении уроков в музее, по возможности, стоит отказаться от экскурсионного подхода или же постараться минимизировать презентацию информации посредством монолога. Ключевую роль в этой методике играет экспонат, инсталляция или пространство музея.

Урок в музее — форма добровольно-обязательная по содержанию и вариативная по организации познавательной деятельности его участников. В поисках ответов на поставленные задачи учащиеся могут обращаться не только к педагогу, но и специалистам определенного профиля, работающим в данном музее, заглянуть в каждый уголок музея, исследовать каждый экспонат, изучить каждую экспликацию.

А задания устные или заявленные в маршрутном листе должны:

-возбуждать любопытство и привлекать внимание к предмету;

-заставлять задуматься и предполагают интеллектуальное напряжение;

-побуждать искать свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации.

Модель урока можно представить в следующем виде: презентация педагогом или музейным сотрудником образа данного музея, настройка групп на работу, актуализация их прежних знаний, введение в поле проблемы, озвучивание цели, постановка задач, знакомство с музейной составляющей урока.

На протяжении всего занятия педагог работает в роли фасилитатора, облегчающего продвижение участников в поле проблемы, но в заключении урока он должен выступить как модератор дебатов, помочь учащимся обсудить их выводы и подвести конечный итог. Ни в коем случае нельзя скомкать или формально провести обсуждение. Очень важно в конце занятия (иногда на следующем) обсудить работу, помочь прийти к выводу, который поможет осознать проблему и применить прием решения в последующем.

Конечно, роль самого преподавателя на таком занятии необычно велика, именно он дает всему направление, а как следствие это требует больше времени на подготовку.

Технологическая карта урока «Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» с применением технологии интеллект-карта 
Дополнительная литература по теме 

Добавить комментарий