Цель современного среднего профессионального образования – подготовить высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, профессионально компетентных, с развитыми творческими способностями, ответственных. В рамках нашего учебного заведения, готовящего мастеров для индустрии красоты, на первый план выходит проблема развития творческих способностей у студентов, подготовка их к активной профессиональной деятельности.

На мой взгляд, уроки литературы и дают широкие возможности для развития таких способностей, так как они ориентируют на творческое чтение, на подготовку с привлечением дополнительного материала, учат самостоятельно приобретать знания.

Конечно, процесс чтения и сам по себе является творческим, поскольку включает процесс воображения, ассоциативного мышления, рассуждения, создания в своем воображении времени, места действия описываемых событий, внешнего и внутреннего мира персонажей и т.п. Но ведь не секрет, что недостаток времени, однообразные приемы анализа произведения часто гасят интерес детей к изучению литературы. А чрезмерное увлечение фронтальными формами работы тормозит развитие самостоятельных суждений, редко предоставляется возможность самостоятельно подумать над страницами художественного произведения, высказать свои впечатления.

Для решения этой задачи я стараюсь включать задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся, направленные на развитие художественных впечатлений. Благо, что на сегодняшний день учеными и методистами разработано достаточно много различных методов и приемов.

• Это и традиционные изложения и сочинения. Они помогают создавать на уроке проблемную ситуацию, так как в излагаемом материале дети ищут свой ответ на поставленный вопрос.
• И творческий пересказ, насыщенный простором для фантазии, для творчества, как хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков.
• Не помню, где именно подглядела этот «прием», но активно использую в своей работе: предлагаю ребятам почувствовать себя кинорежиссерами и создать сценарий ключевого эпизода изучаемого произведения.
• Урок-диспут по литературе является средством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Кроме того, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность.
• Урок-экскурсия — наглядность, доступность, научность, связь теории и практики.
• Литературная гостиная, пожалуй, именно это форма занятий больше всего полюбилась учащимся. Исходя из своих психологических особенностей, студенты не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке на выбранные литературные темы.
• Ну, а внедрение компьютерных технологий предоставило преподавателю целый спектр возможностей для нестандартной, творческой, а как следствие интересной для учащихся деятельности. Это, обязательно, уроки презентации новых знаний, уроки контроля знаний, различного рода исследовательские проекты и т.д.
Надо сказать, что мои студенты с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах и олимпиадах, пробуют своё перо в написании стихотворений, сказок, сочинений, участвуют в театральных постановках. Загоревшись их активностью, я решила попробовать новую для меня форму урок-пинакотека, т.е. использование рисования по мотивам прочитанных произведений. И, честно говоря, не ожидала такой отдачи от детей.

Я предложила студентам подготовить серию рисунков ключевых моментов одного из изученных произведений русской литературы 19 в. и провести экскурсию по своей картинной галерее.
Такому уроку предшествовала серьезная подготовка: надо было определить общую проблему, продумать задания группам и отдельным ученикам, определить формы контроля и взаимоконтроля, заготовить карточки с заданиями, определить свое, учительское место на уроке, продумать дозировку времени. До этого мы со студентами изучали творчество писателей, читали произведения, разбирали героев, обращали внимание на «художественные детали» …все как всегда. А за неделю до предполагаемого занятия мы с ребятами, обсудив, какие произведения возьмем для работы, разбились на 5 групп. Каждая группа получила задание, технологическую карту и приступила к работе.

Казалось бы, чего проще нарисовать рисунок к произведению. Но, на самом деле, это, прежде всего, кропотливая работа с текстом, понимание текста, работа с информацией, полученной при прочтении текста, всестороннее изучение событий, героев произведения, вычленение ключевых деталей, передача их в рисунке, подготовка устного выступления. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка.

В ходе такого занятия я смогла реализовать целый ряд задач, которые трудно достичь в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из них:
• повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
• организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Для своего эксперимента я выбрала завершающий и обобщающий урок по теме: «Русская литература XIX века». Хотя, думаю, использование этого метода будет эффективно и при изучении одного произведения.

Технологическая карта урока пинакотека Cкачать>>
Презентация урока пинакотека Cкачать>>

Добавить комментарий