Сергей Донатович Довлатов родился в 1941 году. Один из наиболее читаемых и издаваемых русских писателей. Он входит в тройку самых известных за границей русскоязычных авторов второй половины XX века вместе с Александром Солженицыным и Иосифом Бродским. Его произведения переведены на 30 языков. Он известен своими рассказами, в частности, сборниками «Чемодан», «Компромисс», «Соло на печатной машине» и многими другими. 

«Тринадцать лет назад я взялся за перо. Написал роман, семь повестей и четыреста коротких вещей. (На ощупь — побольше, чем Гоголь!) Я убежден, что мы с Гоголем обладаем равными авторскими правами. (Обязанности разные.) Как минимум одним неотъемлемым правом. Правом обнародовать написанное. То есть правом бессмертия или неудачи» (Сергей Довлатов. «Ремесло»).

Оба своих права Сергей Довлатов реализовал сполна: при жизни часто терпел неудачи, а после смерти оказался одним из самых знаменитых писателей-эмигрантов. Прошло более четверти века после его кончины, а книгами Довлатова до сих пор зачитываются люди разных возрастов.

Сергей Довлатов родился в Уфе во время эвакуации в театральной семье. Позже его родители вернулись в Ленинград, а спустя некоторое время развелись. Будущий писатель воспитывался матерью, так что о нищете знал не понаслышке.

В 1959 году Довлатов поступил на филфак Ленинградского университета, к этому времени относится и его знакомство с Иосифом Бродским, Евгением Рейном, Анатолием Найманом и другими писателями, поэтами и художниками. Из университета Довлатов вскоре был отчислен за неуспеваемость, хотя поначалу делал вид, что «страдает за правду». После отчисления был призван в армию и три года прослужил в охране исправительных колоний в Республике Коми. «Очевидно, мне суждено было побывать в аду…» — вспоминал Довлатов.

Из армии, по словам Бродского, писатель вернулся «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». Бродский стал первым, кому Сергей Довлатов показал свои литературные опыты.

Учебу Сергей Донатович продолжил, но уже на журфаке ЛГУ и тут же начал работать как журналист, публикуясь в студенческой газете Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям». В конце 60-х присоединился к литературной группе «Горожане», а еще через несколько лет стал секретарем писательницы Веры Пановой. Воспоминания, а точнее, анекдоты о ней и ее супруге, Давиде Даре, Довлатов оставил в сборнике «Соло на ундервуде».

Кочегар в таллинской котельной и экскурсовод в пушкинском музее-заповеднике «Михайловское», сторож и редактор еженедельной газеты — чего только не перепробовал Сергей Довлатов за свою недолгую жизнь!

Три года, с сентября 1972-го до марта 1975-го, он провел в Таллине, это время нашло отражение в сборнике рассказов «Компромисс», где писатель поведал о своем корреспондентском опыте в газете «Советская Эстония». В таллинском издательстве «Ээсти Раамат» была набрана и его первая книга «Пять углов», которая очень скоро была уничтожена по требованию КГБ.

Довлатов мало публиковался в официальной прессе, однако его тексты появлялись и в самиздате, и за рубежом. Именно после первой иностранной публикации, о которой Довлатов якобы и не подозревал, в 1976 году он был исключен из Союза журналистов. Через два года Довлатов из-за преследований властей эмигрировал из СССР и оказался в США.

Поселившись в Нью-Йорке, он продолжил работать журналистом в прессе и на радио. Газета «Новый американец» (первоначальное название «Зеркало»), которую он редактировал, быстро стала популярной в эмигрантской среде, а его монологи из передачи «Писатель у микрофона», записанные для радио «Свобода» до сих пор можно найти в сети.

История «Нового американца» оказалась яркой, но короткой. Доходов газета не приносила, несмотря на свою популярность, в итоге ее создатели не смогли выплатить кредит, последний номер издания вышел в марте 1982 года.

С изданием книг в США писателю также повезло больше, чем на родине. Результатом 12 лет, прожитых в эмиграции, стала дюжина книг, вышедших под именем Сергея Довлатова. Его рассказы печатались в таких популярных изданиях, как Partisan Review и The New Yorker. Что касается The New Yorker, то Довлатов стал вторым после Владимира Набокова русским писателем, печатавшимся в этом знаменитом издании.

Произведения Сергея Довлатова сочетают честность, иронию, печаль и юмор. Сам прозаик называл свои работы «псевдодокументалистикой». В основе сюжетов – жизненный опыт писателя. Такой подход к творчеству позволил создать в книгах ощущение узнаваемости времени и событий. Довлатов описывает отношение к жизни, проблемы и стремления поколения 1960-х годов, трудности и специфику быта российских эмигрантов за рубежом, абсурдность советского уклада.

«Компромисс» (1981) – это отголосок эстонского периода жизни писателя. Сюжеты для новелл взяты из журналистского опыта Сергея Довлатова в русскоязычной газете «Советская Эстония».

В рассказе «Зона» (1982) Довлатов использовал опыт работы лагерного надзирателя, который получил во время службы в армии.

«Заповедник» (1983) родился из воспоминаний о работе экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом.

«Наши» (1983) посвящен семейной жизни Довлатова. Писатель даже хотел дать книге название «Семейный альбом».

«Ремесло» (1984) – это исповедь «литературного неудачника», размышления о писательском мастерстве.

«Иностранка» (1986) бесподобно иллюстрирует жизнь советских эмигрантов в Америке.

«Чемодан» (1986) – воспоминания писателя о молодых годах, проведенных в Ленинграде.

Умер Сергей Довлатов 24 августа 1990 года от сердечной недостаточности, ему было всего 48 лет.

Познакомьтесь с творчеством Сергея Донатовича Довлатова. 
В подборке вы найдете лучшие книги и аудиокниги Сергея Довлатова, с которых следует начинать знакомство с творчеством автора, а также книги, лекции и радиопередачи, посвященные писателю.  
Рубрики: Новости

Добавить комментарий