Темы индивидуальных проектов по литературе:

  • «Серебряный век» русской поэзии;
  • А.Н Островский «Бесприданница». Трагическая значимость названия;
  • В чем трагедия Обломова?;
  • Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др;
  • Дуэль и смерть А. С. Пушкина;
  • Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”;
  • Женские образы в романах Гончарова;
  • Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина;
  • Женские судьбы в стихах наших современниц
  • Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков;
  • Захар — второй Обломов;
  • Значение поэзии и публицистики в период Великой Отечественной войны;
  • Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир» Л.Н. Толстого;
  • Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова;
  • Любовная лирика Лермонтова;
  • М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников;
  • Мои любимые страницы романа «Война и мир»;
  • Мой Толстой;
  • Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого;
  • Общая характеристика советской прозы 50-80 годов;
  • Особенности русской литературы начала 20 века;
  • Отсутствие деклараций, простота, ясность — художественные принципы В.Шаламова;
  • Предки А.С. Пушкина и его семья;
  • Пушкин в воспоминаниях современников;
  • Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”;
  • Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И. Эренбурга;
  • Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.;
  • Роль художественной детали в произведениях русской литературе 19 века ( на примере произведений Гоголя и Гончарова);
  • Русский роман середины 19 века;
  • Своеобразие поэзии 2-ой половины 20 века.
  • Своеобразие русской литературы 2-ой половины 19 века;
  • Судьба Н. Н. Пушкиной;
  • Тема дома в романе «Война и мир»;
  • Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова;
  • Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное;
  • Тема мещанства в рассказах А.П.Чехова;
  • Тема Родины в творчестве С.А.Есенина;
  • Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы» ;
  • Художественная деталь в романе Гончарова “Обломов”;
  • Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”);
  • Царскосельский лицей и его воспитанники;
  • Человек и революция в литературе 20-х годов;
  • Что такое “обломовщина”?;
  • Экранизация произведений Н.А. Островского;

Теория литературы:

• Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX—XX веков. Романтизм, романтический герой. Реализм.
• Своеобразие русской литературы 2-ой половины 19 века
• Развитие понятия о романтизме. Антитеза. Композиция.
• Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.
• Роль художественной детали в произведениях русской литературе 19 века ( на примере произведений Гоголя и Гончарова)
• Драма. Комедия.
• Социально-психологический роман.
• Полифонизм романов Ф. М. Достоевского
• Понятие о романе-эпопее.
• Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.).
• Русский роман середины 19 века
• Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык).
• Тема мещанства в рассказах А.П.Чехова
• Фольклор, фольклорные образы и мотивы в поэзии.
• Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
• Развитие понятия о стиле писателя.
• Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.
• Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
• Особенности русской литературы начала 20 века
• Развитие понятия о драме.
• Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
• «Серебряный век» русской поэзии
• Развитие понятия о художественной образности (образ-символ). Развитие понятия о поэме.
• Символизм. Акмеизм. Футуризм.
• Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.
• Человек и революция в литературе 20-х годов
• Проблема положительного героя в литературе.
• Повесть. Автобиографический роман.
• Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.
• Драма. Жанр. Жанровая разновидность.
• Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.
• Народность литературы. Стилизация
• Значение поэзии и публицистики в период Великой Отечественной войны
• Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.
• Общая характеристика советской прозы 50-80 годов
• Своеобразие поэзии 2-ой половины 20 века
• Лирика. Авторская песня.
• Литературная традиция. Новаторство. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла.
• Тематика и проблематика литературного произведения.
• Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.
• Разнообразие типов романа в советской литературе.
• Развитие понятия о рассказе.

Творческие задания:
• Исследование и подготовка доклада по творчеству А.С.Пушкина (сообщения или реферата): «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина».
• Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А. С. Пушкина (по выбору студентов).
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата) по творчеству М.Ю. Лермонтова: «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова».
• Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. Ю. Лермонтова (по выбору студентов).
• Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)».
• Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И. С. Тургенева (по выбору студентов).
• Исследование и подготовка реферата по произведению И.А. Тургенева «Обломов»: «Захар — второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”».
• Исследование и подготовка реферата по творчеству А. Н. Островского: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А. Н. Островского», «Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».
• Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А. Н. Островского (по выбору студентов).
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата) по творчеству Н. В. Гоголя: «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников».
• Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н. В. Гоголя (по выбору студентов).
• Исследование и подготовка доклада «Мой любимый поэт второй половины XIX века».
• Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”».
• Исследование и подготовка сообщения на одну из тем по творчеству Л.Н.Толстого (по выбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа «Война и мир».
• Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л. Н. Толстого.
• Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов).
• Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем по творчеству А.А Фета: «А. А. Фет — переводчик», «А. А. Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А. Фета», «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве». Подготовка фотовыставки иллюстраций к произведениям А. А. Фета.
• Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада) по творчеству Н.А.Некрасова: «Некрасовский “Современник”», «Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова», «Поэмы Н. А. Некрасова», «Н. А. Некрасов как литературный критик», «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов».
• Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина».
• Исследование и подготовка реферата «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата) по произведениям М. Горького: «Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся)
• Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»; «Тема революции в творчестве А. Блока».
• Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения) по творчеству В. В. Маяковского: «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В. Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В. В. Маяковский и поэты золотого века».
• Исследование и подготовка доклада по творчеству С. А. Есенина: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С. А. Есенина»; «Тема Родины в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока».
• Исследование и подготовка доклада по творчеству А.А.Фадеева: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А. А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А. А. Фадеева».
• Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б. Пастернак, Р.М. Рильке: диалог поэтов», «М. И. Цветаева и А. А. Ахматова», «М. И. Цветаева — драматург».
• Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. И. Цветаевой.
• Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рассказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”».
• Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».
• Исследование и подготовка реферата по творчеству А.А.Ахматовой: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”».
• Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность — художественные принципы В. Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В. Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): о жизни и творчестве одного из драматургов 1950—1980-х годов; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов» (автор по выбору).
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата) по творчеству А. Солженицина: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры впьесах А. Вампилова “Утиная охота” и А. Арбузова “Жестокие игры”».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».
• Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фантастика в современной литературе».

Конспектирование литературоведческих статей:
• Д. Писарев «Базаров»
• Н Добролюбов «Что такое обломовщина»

Сочинения по произведениям:
• А.Н. Островский «Гроза»
• И.С. Тургенев «Отцы и дети»
• Ф.И. Достоевский «Преступление и наказание»
• Л.Н. Толстой «Война и мир»
• А.П. Чехов. Рассказы
• А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
• М. Булгаков «Мастер Маргарита»

Наизусть:
• А. С. Пушкин Отрывок из поэмы «Медный всадник»
• М. Ю. Лермонтов Не менее двух стихотворений по выбору студентов.
• Н.А. Островский Отрывок из пьесы «Гроза» ( монолог Катерины или Кулигина)
• И. С. Тургенев Одно стихотворение в прозе (по выбору студентов).
• Л. Н. Толстой. Отрывок из романа «Война и мир» (по выбору студентов).
• Ф. И. Тютчев Одно стихотворение
• А. А. Фет Одно стихотворение
• М. Горький Пьеса «На дне» Монолог Сатина.
• Н. А. Некрасов Одно стихотворение.
• А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский,  М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова.  Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Перечень полезных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1) Электронная библиотека образовательных ресурсов (ЭБОР): http://elib.gu-unpk.ru/
2) Электронно-библиотечная система издательства "ЛАНЬ": http://www.e.lanbook.com
3) Электронная библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru /
4) Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/
5) Библиотека на интернет-портале Philology.ru: http://www.philology.ru
6) Библиотека Гумер – гуманитарные науки: http://www.gumer.info/
7) Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: http://feb-web.ru