1. Периодизация русской литературы.

2. Историко-литературный процесс первой половины XIX века.

3. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины

4. А.С. Пушкин. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.

5. М.Ю. Лермонтов. Этапы творчества, основные темы лирики.

6. Русская литература второй половины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Жизнеутверждающий и критический реализм.

7. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Андрей Штольц и Илья Обломов (сопоставительная характеристика героев).

8. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Решение автором проблемы любви в романе. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

9. Композиционная и тематическая роль главы «Сон Обломова» в романе
И.А. Гончарова «Обломов».

10. А.Н. Островский — создатель русского театра.

11. Образ «жестокого мира» в драме А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия, образ главной героини, образ города Калинова и его жителей.

12. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Нравственная проблематика романа. Смысл названия. Особенности композиции.

13. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Характеристика героев. Базаров в системе образов героев.

14. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Женские образы в романе. Тема любви. Значение заключительных сцен романа.

15. Смысл споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

16.Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

17.Суть и противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

18.Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

19. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

20. Н.А. Некрасов – поэт и общественный деятель. Основные мотивы и темы лирики.

21. Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова

22. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.

23. Тема любви, человека и природы в творчестве Ф.И Тютчева и А.А. Фета.

24.  Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова — Щедрина. Гипербола и гротеск – способы изображения действительности.

25. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Символическое значение «войны» и «мира».

26. Роман-эпопея «Война и мир». Вопрос о роли личности в истории.

27. Отношение Л.Н.Толстого к войне. Изображение войны 1812 года.

28. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

29. Авторский идеал семьи. «Мысль семейная» в романе (по роману Л.Н.
Толстого «Война и мир»).

30. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

31. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

32. Темы, сюжеты и проблематика рассказов А.П. Чехова.

33. Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А.П. Чехова
(рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

34. Русская литература и общественная жизнь на рубеже XIX-XX веков.

35. Многообразие литературный течений (символизм, акмеизм, футуризм) в русской литературе ХХ века: имена, идеи, литературные манифесты.

36. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России.

37. Философичность лирики И.А. Бунина. Тонкость восприятия психологии
человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
38. Психологизм прозы Бунина (на примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник). Изображение «мгновения» жизни.

39. Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

40. Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна.
Символическое и реалистическое в творчестве писателя.

41. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл названия, спор о сильной бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

42. А.А. Блок. Основные темы лирики. Тема Родины, тревога за судьбу России.

43. М. Горький. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Проблематика и особенности композиции рассказа.

44. Пьеса М. Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Новаторство Горького –драматурга.

45. В.В. Маяковский. Поэтическая новизна лирики, особенность строфики. Основные темы лирики. Тема несоответствия мечты и действительности. Тема несовершенства мира.

46. С.А. Есенин. Основные темы лирики. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

47. Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.

48. Основные темы творчества М.И. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальный характер лирики.

49. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. Патриотизм и гуманизм в произведении

50. М.А.Шолохов. Гражданская война на страницах  ранних произведений. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Любовь на страницах романа.

51. А.А. Ахматова. Основные темы творчества. Тема гражданского мужества в лирике военных лет. Своеобразие лирики Ахматовой.

52. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

53. Тема войны и памяти в лирике А.Т. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война».

54. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», народный характер произведения. Образ русского солдата.

55. Историко-литературный процесс второй половины XX века. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.

56. Произведения о Великой Отечественной войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Сотников» и др).

57. Изображение Великой Отечественной войны в творчестве поэтов второй половины XX века (К. Симонов, А. Твардовский, М. Исаковский и др.).

58. В.М. Шукшин. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

59. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Образы главных героев.

60. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности).

61. Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

62. Русская литература последних лет. Обзор произведений, опубликованных в последние годы.

 

— Подготовиться к зачету вам поможет тест:
https://forms.gle/dDjYCi2HpAhEGULF7  и 

— Словарь литературных терминов:

  • Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
  • Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
  • Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
  • Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
  • Герой литературного произведения — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
  • Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
  • Драматическое произведение, или драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
  • Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
  • Ирония — скрытая насмешка.
  • Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
  • Композиция — структура художественного произведения.
  • Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
  • Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
  • Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
  • Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
  • Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
  • Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
  • Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
  • Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
  • Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
  • Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
  • Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
  • Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
  • Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
  • Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
  • Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
  • Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
  • Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
  • Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
  • Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
  • Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
  • Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

Добавить комментарий