1. Периодизация русской литературы.
2. Историко-литературный процесс первой половины XIX века.
3. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины
4. А.С. Пушкин. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.
5. М.Ю. Лермонтов. Этапы творчества, основные темы лирики.
6. Русская литература второй половины XIX века. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Жизнеутверждающий и критический реализм.
7. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Андрей Штольц и Илья Обломов (сопоставительная характеристика героев).
8. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Решение автором проблемы любви в романе. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).
9. Композиционная и тематическая роль главы «Сон Обломова» в романе
И.А. Гончарова «Обломов».
10. А.Н. Островский — создатель русского театра.
11. Образ «жестокого мира» в драме А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия, образ главной героини, образ города Калинова и его жителей.
12. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Нравственная проблематика романа. Смысл названия. Особенности композиции.
13. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Характеристика героев. Базаров в системе образов героев.
14. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Женские образы в романе. Тема любви. Значение заключительных сцен романа.
15. Смысл споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
16.Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
17.Суть и противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
18.Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
19. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
20. Н.А. Некрасов – поэт и общественный деятель. Основные мотивы и темы лирики.
21. Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова
22. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
23. Тема любви, человека и природы в творчестве Ф.И Тютчева и А.А. Фета.
24. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова — Щедрина. Гипербола и гротеск – способы изображения действительности.
25. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Символическое значение «войны» и «мира».
26. Роман-эпопея «Война и мир». Вопрос о роли личности в истории.
27. Отношение Л.Н.Толстого к войне. Изображение войны 1812 года.
28. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
29. Авторский идеал семьи. «Мысль семейная» в романе (по роману Л.Н.
Толстого «Война и мир»).
30. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
31. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
32. Темы, сюжеты и проблематика рассказов А.П. Чехова.
33. Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А.П. Чехова
(рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
34. Русская литература и общественная жизнь на рубеже XIX-XX веков.
35. Многообразие литературный течений (символизм, акмеизм, футуризм) в русской литературе ХХ века: имена, идеи, литературные манифесты.
36. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России.
37. Философичность лирики И.А. Бунина. Тонкость восприятия психологии
человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
38. Психологизм прозы Бунина (на примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник). Изображение «мгновения» жизни.
39. Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
40. Нравственные и социальные проблемы в рассказах А.И. Куприна.
Символическое и реалистическое в творчестве писателя.
41. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл названия, спор о сильной бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
42. А.А. Блок. Основные темы лирики. Тема Родины, тревога за судьбу России.
43. М. Горький. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Проблематика и особенности композиции рассказа.
44. Пьеса М. Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Новаторство Горького –драматурга.
45. В.В. Маяковский. Поэтическая новизна лирики, особенность строфики. Основные темы лирики. Тема несоответствия мечты и действительности. Тема несовершенства мира.
46. С.А. Есенин. Основные темы лирики. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.
47. Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность.
48. Основные темы творчества М.И. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальный характер лирики.
49. М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. Патриотизм и гуманизм в произведении
50. М.А.Шолохов. Гражданская война на страницах ранних произведений. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Любовь на страницах романа.
51. А.А. Ахматова. Основные темы творчества. Тема гражданского мужества в лирике военных лет. Своеобразие лирики Ахматовой.
52. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.
53. Тема войны и памяти в лирике А.Т. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война».
54. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», народный характер произведения. Образ русского солдата.
55. Историко-литературный процесс второй половины XX века. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.
56. Произведения о Великой Отечественной войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Сотников» и др).
57. Изображение Великой Отечественной войны в творчестве поэтов второй половины XX века (К. Симонов, А. Твардовский, М. Исаковский и др.).
58. В.М. Шукшин. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
59. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Образы главных героев.
60. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности).
61. Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
62. Русская литература последних лет. Обзор произведений, опубликованных в последние годы.
— Подготовиться к зачету вам поможет тест:
https://forms.gle/dDjYCi2HpAhEGULF7 и
— Словарь литературных терминов:
- Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
- Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
- Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
- Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
- Герой литературного произведения — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
- Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
- Драматическое произведение, или драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
- Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
- Ирония — скрытая насмешка.
- Комедия — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
- Композиция — структура художественного произведения.
- Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
- Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
- Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
- Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
- Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
- Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
- Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
- Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
- Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
- Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
- Поэма — один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
- Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
- Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
- Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
- Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
- Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
- Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
- Трагедия — драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
- Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
- Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
- Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.