Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем.
Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной трагедии стало определяю­щим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценно­стей классической литературы.

События революции и гражданской войны нашли своё отражение в новой литературе. Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, но принесла и беды, трагедию всей страны. Освещение войны было упрощенным, одноплановым, монументально героическим. Сейчас известно, что помимо «революции- праздника трудящихся и угнетённых» существовал и иной образ: «окаянные дни» (Бунин), «глухие годы» (Мандельштам), «блевотина войны- октябрьское веселье» (Гиппиус). Но эта точка зрения не имела права на существование!
Начав отсчёт нового времени и вознамерившись создать земной рай, стали крушить направо и налево. Пели: «Кто был ничем, тот станет всем», а народ уже в годы был затравлен, одурачен, голоден и нищ! Пели: «Отречёмся от старого мира, а отреклись от Гумилёва и Шаляпина, Бунина и Ахматовой. И ещё от 1,6 млн. талантливейших учёных, писателей, эмигрировавших за границу. Сносили древнейшие храмы и монастыри, убивали священнослужителей!
Писатели того времени не были простыми хроникерами событий, значение их произведений не сводится лишь к правдивому изображению событий тех лет. В их произведениях шел активный поиск «идеи времени», смысла истории. Эти люди стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Они не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностях в переломную историческую эпоху.
У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» — с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей — с точки зрения дворянства.
Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме — исторический.
Судьба человека в прозаических произведениях о Гражданской войне.
— А. Фадеев. «Разгром»,
— И. Бабель. «Конармия».
– А. Ремизов. «Плачи».
– И. Шмелев. «Солнце мертвых».
– Б. Пильняк. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».
– Б. Лавренев. «Ветер».
— Д. Фурманов. «Чапаев».
Кто он, настоящий герой Гражданской войны? Борец за справедливость и народное счастье? Строитель новой жизни, сметающий все на своем пути, что ему мешает? Или Человек, который в огне войны смог уберечься от духовного падения, сохранив честь, совесть и любовь?
Максим Горький: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии. Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта, русский народ для них- та же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»
В стране красный террор. Но неправы и те, кто возлагал свои надежды на белое движение. В обстановке кровавой неразберихи ничего существенного не могли дать народу и белые, которые в своей массе не были, естественно, ни ангелами, ни благородными рыцарями Ни красные, ни белые не могли дать ничего народу, но за красными, как за силой новой, было серьёзное психологическое преимущество.
Одной из примет того времени стало массовое закрытие журналов. Под запрет попали «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», «Шиповник», «Литературная мысль», «Русский современник» и др. И эта трагическая тенденция в тех или иных формах продолжалась вплоть до конца 1950-х гг.
Однако нельзя не сказать и о том, что в 1921 г. умер А. Блок и был расстрелян Н. Гумилев. В 1922 г. выходит последний полный сборник стихов А. Ахматовой, из страны выслан цвет русской интеллигенции, Россию покидают И. Бунин, М. Цветаева, В. Ходасевич Г. Иванов и др. Чуть позже к ним присоединяются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, М. Горький.

Литературные позиции 20-х годов:
«Победители», где революция и гражданская война – героическое время. В горниле гражданской войны происходит становление личности. Большевики играют руководящую роль в преодолении стихийности масс. Большевики- положительные герои, люди из народа. Произведения всегда оптимистичны, даже если финал трагичен;
«Побеждённые»Эти авторы менее известны, а потом и вовсе вытеснены. Революция и гражданская война- всенародная трагедия, братоубийственная бойня. Война оказывает разлагающее действие на людей. Победителей не может быть, так как всё гибнет;
«Ни с теми, ни с другими»- это попытка показать правду: революция- красный террор, ничуть не уступающий белому Но всё- же революция- весёлое время Писатели были репрессированы. Так как старались показать революцию во всех её противоречиях;
Произведения: Дмитрий Фурманов «Чапаев», Александр Серафимович «Железный поток», Александр Фадеев «Разгром», Михаил Булгаков «Белая гвардия», Иван Шмелёв «Солнце мёртвых», «Рассказ про одну старуху», Марина Цветаева «Лебединый стан», Борис Лавренёв «Сорок первый», Борис Пильняк «Голодный год», «Повесть непогашенной луны», Виталий Вересаев «В тупике», Исаак Бабель «Конармия», Артём Весёлый «Россия, кровью умытая».

— СТИХИ О РЕВОЛЮЦИИ на сайте КУЛЬТУРА.РФ

— Революция 1917 года в зеркале художественной литературы

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите характерные черты изображения революции и Гражданской войны в русской литературе.
2. Напишите сочинение на тему «Поэты России о Гражданской войне»; «Человек и революция в произведениях русских писателей ХХ века».

— Более подробно с темой революции и гражданской войны в русской литературе вы можете познакомиться прочитав статью «Тема революции и Гражданской войны в русской литературе»

— Фильм по роману Булгакова, историческая драма «Белая гвардия»

 


Добавить комментарий