В современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Не буду отрицать, что персональный компьютер и интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, и могут выступать в роли непосредственного помощника учителя. Внедрение новых информационных технологий в процесс образования позволяет осуществлять принцип наглядности на более высоком современном уровне. Презентации сопровождают объяснения учителя интерактивными таблицами, анимационными моделями, словарными статьями, сведениями о писателях. Большую помощь оказывают электронные учебники и энциклопедии. Например, «Русская литература», «Энциклопедия русской литературы», «Библиотека мировой художественной культуры» и подобные. Для раскрытия образа героя широко используется и показ отрывков из экранизации художественных произведений. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, тематические вечера. Набирает популярность и новый вид экскурсий – виртуальная, интерактивная экскурсия.

К сожалению, на мой взгляд, снижается интерес преподавателей к одной крайне интересной форме функционирования литературного произведения — литературной экскурсий. Всем известно, как они оживляют преподавание. Не требует доказательств тот, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Эффективными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора.

В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Самое простое, что может сделать литературная экскурсия — это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Таковы, например, экскурсии, которые проводил известный теоретик и практик литературно-краеведческой работы Н. Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участником описываемых событий. Литературная экскурсия меняется восприятие самого художественного текста, создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность.

Снижение же интереса к такой форме занятий связано даже не выбором типа и темы экскурсионной работы, так как это достаточно известно и тесно связано с местными условиями: к услугам учебных заведений сейчас большое количество музеев, экскурсионных бюро, предлагающих и тематику и организационное устройство экскурсии; а с продуктивностью. Тот, кому доводилось проводить экскурсии в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, как нелегко дается студентам такое мероприятие. И обусловлено это вовсе не недисциплинированностью учащихся. Это закономерно, так как часть группы из-за пассивности или недостаточности времени для вдумчивого осмотра, выпадает из актива экскурсантов.

Перед учителем, организующим экскурсию, стоит задача, прежде всего, ввести учащихся в состояние заинтересованности, которое при удачном сочетании элементов показа, рассказа экскурсовода и самостоятельного осмотра, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состояние, которое в течение всего времени экскурсии и даже некоторое время после нее окрашивает его переживания.

Современный студент – это продвинутый пользователь Всемирной Паутины, применяющий возможности мобильных устройств. Так почему бы нам для достижения более высоких результатов обучения не воспользоваться этой особенностью. В своей практике я стараюсь по максимуму использовать увлеченность их интернетом и гаджетами (ридеры, ноутбуки, цифровые диктофоны, планшеты, фотоаппараты), и особенно страсть к всевозможным селфи и блогам. Так перед началом экскурсии я ставлю перед учащимися задачу — создание медиа материала по результатам полученной информации. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации, что значительно повышает уровень устойчивого внимания.

Конечно, роль самого преподавателя на таком занятии необычно велика, именно он дает всему направление, а как следствие это требует больше времени на подготовку.

Технологическая карта урока-экскурсии. Скачать>>
Презентация урока-экскурсии в дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка. Скачать>>


Добавить комментарий