Русский и советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель. Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. Автор пьесы «На дне», романа «Мать» и автобиографических повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты», Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького назвали Тверскую улицу в МосквеЛитературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР.

Познакомьтесь с жизнью и творчеством писателя, используя материал с сайта КУЛЬТУРА.РФ  и дополнительные источники. Не забудьте сделать краткий  конспект.

Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалови др.
Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).
Романтические рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.
Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала.
От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.

Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке. © blog.tutoronline.ru

—  Прочитайте  произведения М. Горького:
— Старуха Изергиль;
— Челкаш;
— Макар Чудра.

В начале XX века Горький активно занимается драматургией, работая с художественным театром. Как отмечал К.Станиславский, Горький- драматург выступил «главным начинателем и создателем общественно-политической линии» в театре. Действительно, его пьесы 1902 года — «Мещане», «На дне», «Дачники» — сразу же после постановки вызвали споры у зрителей и критиков. Больше всех остальных взволновал зрителей образ странника Луки из пьесы «На дне», народного философа, правдоискателя, показанного во всей сложности и противоречивости характера.
Пьеса М. Горького «На дне» классифицируется как социально философская драма, возникшая как результат авторских рассуждений о социальной атмосфере начала XX века. Объектом наблюдений Горького стало босячество – распространенное явление для указанного времени. Не случайно большинство героев «На дне» имеют свои прототипы, «подсмотренные» в Нижнем Новгороде, а главным (и новым!) героем становится босяк.
Сам автор определял жанр пьесы как «картины». Во многом Горький-драматург отошел от традиций театра Островского, приблизившись в своей манере к театру Чехова.
В центре пьесы – два конфликта: внутренний (конфликт «правд») развивается вокруг Луки, внешний – вокруг столкновения Пепла с Костылевыми. Внутренний конфликт сбивается на конфликт общефилософский: автор ставит вопрос «Что нужнее людям – правда или сострадание» и не находит на него однозначного ответа.
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человекобоге.
«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
В пьесе нет авторского героя (резонера). Это полифоническое звучание, где нет главных и второстепенных персонажей.
В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть  еще один нюанс: мечта – это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов). В ночлежке искусство (обрывки) —  это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо. Финальная реплика Сатина — «Дурак, испортил песню»-  относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому Актеру (который повесился).
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?
Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.
—  Познакомьтесь с пьесой М. Горького «На дне»

Вопросы для дискуссии. Вы познакомились с произведениями Максима Горького. Попробуйте дать им собственную оценку, ориентируясь на приведенные ниже вопросы:

— Каков романтический герой М. Горького?
— Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?
— В чем сходство Данко и Ларры и в чем их различие?
— Какое наказание придумали для Ларры старейшины племени и считаете ли вы его таким уж страшным?
— Почему Данко не рассердился на людей, которые угрожали ему, а спас их?
— Что совершил Данко, чтобы вывести людей из темного леса? Оценили ли люди его подвиг?
— Каковы жизненные ценности героев легенды » Макар Чудра»?
— Пьеса называется «На дне». Каков, по-вашему, смысл названия?
— На основной вопрос «что такое правда?» в пьесе дается три варианта ответа: правда Бубнова, правда Луки и правда Сатина. Чья позиция вам ближе?
— Почему Лука вмешивается в жизнь ночлежников? Что ему нужно?
— Почему Лука по-разному относится к Наташе, Пеплу, Насте, Актеру, с одной стороны, и к Барону, Бубнову, Сатину – с другой?
— В чем смысл притчи о праведной земле, рассказанной Лукой?
— Виноват ли, как вам кажется, Лука в гибели Актера?
— Чего не хватает героям пьесы, чтобы вырваться со «дна»?
— Вам нравится какой-нибудь персонаж пьесы? Вам кого-нибудь жалко?

— Проверьте свои знания:
— Тест «Биография Горького»
— Тест по произведению «Старуха Изергиль»
— Тест по произведению  «На дне»
— Тест по произведению «Челкаш»
— Тест по произведению “Макар Чудра”

Добавить комментарий