Афанасия Фета называют настоящим гением литературы, его творчество признано во всем мире. Лирические стихотворения этого автора затрагивают самые возвышенные, тонкие струны человеческой души. О природе в своих произведениях Фет умел говорить так, что перед читателем сразу возникала яркая, целостная картина. Все его творчество пронизано любовью к человеку, ко всему живому. Сквозь призму гениальных творений нетрудно понять душу самого поэта – благородную, нежную и чуткую.

Вся жизнь Афанасия Афанасьевича была похожа на череду загадок: рождение, имя, положение, творчество, личная жизнь, смерть. Складывается ощущение, что невозмутимый поэт открыт как на ладони, но его биография пестрит недосказанностью, как прорехами дырявое пальто.

— Познакомьтесь подробнее с биографией Афанасия Афанасиевича Фета и его творчеством.

В 19 столетии в литературе появилась так называемая теория о «чистом искусстве». Представители сей «теории» призывали писать в произведениях лишь о природе и любви, говорили, что искусство должно быть «чистым», то есть не связанным с политикой. «Искусство ради искусства» – был их лозунг.

В воспоминаниях Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твёрдо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину. Даже Тургенев, принадлежавший к литераторам натуральной школы, соглашался с Фетом в отношении творчества.

Но нужно заметить, что при этом поэзия Фета не бесполезна, а созерцательна. Он был настоящим импрессионистом русской лирики, чувствовавшим и запечатлевавшим красоту природы в её самых жизнерадостных и чистых красках. Сам он называл это качество поэтической зоркостью и ставил на первое место в литературном таланте.

Лирика Фета определила канон «чистого» искусства. Помимо принципиальной отстранённости от повседневной жизни, ей свойственны тончайший психологизм и едва уловимые, но чрезвычайно насыщенные образы, затрагивающие все органы чувств.

Любование природой, ядро так называемой пейзажной лирики сливаются с палитрой чувств поэта, к которым зачастую добавляется третья сторона замысла — любовная, многократно расширяющая пространство для творчества.

Примечателен способ фиксирования этих состояний: заметное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, постоянное перечисление, обращения «в пустоту»:

Сновиденье,
Пробужденье,
Тает мгла.
Как весною
Надо мною
Высь светла.

В стихотворениях Фета эти приёмы отражают пойманное, замершее в движении мгновение. Так создаётся ощущение, что мир поставили «на паузу», которая «снимется» тотчас же после прочтения стихотворения.

Кстати, музыкальность — ещё одна характерная черта «чистой» поэзии. Особое поэтическое содержание, единое возвышенное настроение и определённые приёмы придают стихотворениям певучесть, благодаря которой многие из них были увековечены в романсах.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение ( на выбор)


Добавить комментарий