Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия»

Антон Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом.

Один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому как бы не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю. Его любимым выражением было «краткость – сестра таланта», и руководствуясь им, он создавал произведения.

— Подробнее познакомиться с биографией писателя вы можете на сайте КУЛЬТУРА. РФ.

Образ «маленького человека» нашёл своё выражение в рассказах Чехова. Антон Павлович вообще полон внимания к личности того, на кого мало кто обращает внимания ввиду его низкого служебного положения или незнатного происхождения. Маленький человек живёт в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Образы «маленького человека» у Чехова очень разные: один смешон и ничтожен (как в рассказе «Смерть чиновника», герой которого Червяков умирает от переживаний, нечаянно чихнув в театре на генерала); другой — добрый и честный неудачник (как Петя Трофимов – «вечный студент» из «Вишневого сада»); или  мальчик на побегушках Ванька, сочиняющий письмо своему дедушке, которое никогда не дойдёт до адресата.

Во многих рассказах Чехова мы встречаем образы «маленьких людей». Но каждый из подобных героев имеет свои желания и небольшие способности, которые он так и не смог реализовать. И, как другие, достоин внимания, сочувствия, поддержки.

«Маленький человек» в произведениях Чехова изображён другим по сравнению с подобными образами Пушкина и Гоголя. Например, он предстаёт перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Другие версии «футлярных» героев встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нём крыжовником. Он ограничивает себя во всём, чтобы достичь своей цели, но добившись её, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял связь с жизнью и людьми. Во втором рассказе главный герой — доктор Ионыч — попадает в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстаётся с иллюзиями юности и становится циничным стяжателем.

Следует отметить, что, в отличие от героев классической литературы начала XIX века, Чехов не призывает жалеть и понимать своих героев, он осуждает своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле.

Использован материал с сайта: https://obrazovaka.ru/essay/chehov/obraz-malenkogo-cheloveka-v-rasskazah-chehova
— Познакомьтесь с произведениями Чехова.
 — Подготовьте анализ произведений, используя представленный план:
  1. По «Словарю литературоведческих терминов» познакомиться с определением понятия «Сюжет».
  2. Проследить по тексту рассказа развитие сюжета и выявить идейно- художественную функцию. Событийное начало в сюжете. Основные элементы сюжета. Сатирическая направленность каждого из этих элементов сюжета в рассказе. Сюжет как форма раскрытия характеров и взаимоотношений героев рассказа.
  3. Дать характеристику основных качеств личности главного героя. Речевая характеристика как одно из важнейших средств раскрытия его характера.
  4. Определить сюжетную функцию других персонажей произведения.
  5. Отметить роль сюжетных деталей в реализации идейного замысла.
  6. Раскрыть позицию автора. Авторские характеристики и замечания.
  7. Отметить социально-психологическую типичность образа главного героя.

— Проверьте свои знания биографии и творчества Антона Павловича:

— По творчеству Чехова https://obrazovaka.ru/session/70f0a9 

— По рассказам Чехова https://obrazovaka.ru/session/c00c70

— По произведению «Человек в футляре» https://obrazovaka.ru/session/c0d328

— По рассказу «Толстый и Тонкий» https://obrazovaka.ru/session/b097f0

— По рассказу « Ионыч» https://obrazovaka.ru/session/39dd1d

—  По рассказу «Хамелион» https://obrazovaka.ru/session/05f949

— По рассказу «Крыжовник» https://obrazovaka.ru/session/61959d

По рассказу «Смерть чиновника» https://obrazovaka.ru/session/e76ae1


Добавить комментарий